Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый  ряд задач, связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздраженность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка – изменение привычного образа жизни, которое постепенно проходит по мере привыкания к новым условиям. Длительность и острота протекания адаптации к школе зависит от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребёнок к школе, тем труднее он привыкает к школьной жизни, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учёбе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

Возрастные особенности первоклассников.

Переход из дошкольного в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: капризы, плохое поведение детей. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни. Период приспособления к требованиям школы у одних   первоклассников длиться у одних 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на весь учебный год.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников

В первые дни недели посещения школы снижается сопротивляемость организма первоклассника могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро, утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость.

Чем можно помочь первокласснику?

Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка. Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям. Ребенок может ошибаться, это нормально. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в снижении настроения ребенка, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности! И накопление, кумуляция утомления чревато неприятностями.

1.Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для них врачи настаивают на обязательной организации дневного сна.

2.Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Гигиенисты считают, что нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста... Работоспособность человека, и ребенка в том числе, - одна из функций, которая ритмически меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов (не зря большинство школьников учится в первую смену), а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Таким образом, наиболее целесообразное время для выполнения домашнего задания с 16 часов, т.е. на подъеме работоспособности. По нормативным указаниям в первой половине учебного года первоклассникам домашниезадания запрещаются. Однако, как всем нам известно, задание все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем через каждые 15-20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. И наконец, самый больной вопрос - это телевизор и компьютер. Дети просиживают перед экранами часами. Врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 часа, а работа за компьютером 30 минут . Родители, пожалуйста, ограничивайте продолжительность просмотра телевизора и игр на компьютере. Не забывайте, что полноценный сон - это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Не сомневайтесь, не выспавшийся малыш "проспит" все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Ребенок младших классов должен ложиться спать не позднее 21.00.

Заповеди для первоклассников

*Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

*Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

*Не дерись без причины.

*Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно.

*Играй честно, не подводи своих товарищей.

*Не дразни никого, не канючь , не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

*Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

*Из-за отметок не плачь, будь гордым.

*С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

*Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.

*Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

*Старайся быть аккуратным.

*Часто говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

*Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!