С 28 ноября по 3 декабря в МБОУ СОШ № 5 прошла Неделя инклюзивного образования. Традиционно она приурочена к Международному дню инвалидов, объявленному Генеральной Ассамблеей ООН и отмечаемому 3 декабря.
Цель мероприятия – информирование общества о проблемах и правах инвалидов, которым необходимо обеспечить равные возможности во всех сферах жизни, помочь их интеграции в общество, формирование толерантного поведения у учащихся школы, воспитание чувства уважения к одноклассникам, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.
В рамках Недели в классах или параллели были проведены классные часы на тему «Мы все такие разные».
В 1-х классах доступный пониманию рассказ учителя и приготовленная презентация взывает к чувствам ребенка: состраданию к тем, кто слаб и немощен. Не просто состраданию и жалости, а помощи инвалидам. Ребята увидели, что инвалидом очень нелего приходиться жить, но они не опускают руки и каждый день борются со своим недугом. На примере паралимпийцев они увидели сколько силы воли нужно людям чтобы тренироваться и выигрывать.
Дети поняли, что они должны помогать инвалидам стать полноценными гражданами. Надо самим поверить, что они такие же, как все, и передать эту веру им. Дети с ограниченными возможностями пришли в наш мир, чтобы изменить его к лучшему и наш долг помочь им в этом.
Проведение подобных мероприятий не только способствует раскрытию творческого потенциала людей с ограниченными возможностями. Это, прежде всего, возможность общения, реабилитация и адаптация инвалидов
Во вторых классах прошел классный час: «Твори добро, живущим рядом». Учащимися 2В класса была разработана книга правил доброго человека, в которую, каждая группа вписала свой обоснованный ответ.
Также были проведены ролевые игры, где каждый мог почувствовать себя человеком с ограниченными возможностями и ощутить на себе всю тяжесть того, как может быть трудно без чьей-то помощи в повседневной жизни.
Учащиеся 2 «Б» класса просмотрели видеоролик первого канала «Притча о добре» и клип «Жить». С большим интересом прослушали рассказ «Прозрение» Б.Ганаго.
На классном часе детьми был разработан свод правил доброго человека.
Итогом классного часа стала выставка смайликов - рисунков детей «Спеши делать добро», с помощью которых они сформулировали добрые пожелания всем людям с ограниченными возможностями.
Дети сделали вывод, что каждый человек имеет право на достойную жизнь и задача здоровых людей – оказывать посильную помощь людям с ограниченными возможностями.
В 3-х классах прошел форум: «Ценность человека» Ребята обсудили восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На форуме звучали песни, стихи о ценности человеческой жизни.
Ребята пришли к выводу, что у каждого человека есть права. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Учащиеся коллективно обсудили преимущества инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.
В 4 «А» классе прошел классный час «Этот мир один на всех». Ребята узнали, что долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. На сегодняшний день большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Учащиеся просмотрели ролик о социальном проекте «Жить» и заполнили анкеты на тему «Возможно ли инклюзивное образование в современной школе…»
В 5Б классе прошел классный час «Они хотят, чтобы их понимали» .На занятии дети рассуждали , что значит быть толерантным. Дети говорили, что толерантное отношение к другому человеку это - милосердие, сердечность, понимание, доброта, уважение. Работая в группах создавали цветок «Толерантности». Участие в сценках помогло понять им, что к инвалидам нужно относиться с состраданием, что инвалиды имеют такие же права как все и могут полноценно участвовать во всех сферах жизни нашего общества. Дети рисовали рисунки. В своих рисунках они проявили не только творческие способности, но и показали личностное отношение к детям- инвалидам.
Библиотекарь Кашина Вероника Ивановна провела для 5 «В» урок доброты на тему «Этот мир одинаков для всех». На уроке ребята посмотрели интересную презентацию о понятии «инклюзивного образования», о его принципах, целях и значениях этого образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Ребята с интересом обсуждали вопросы инклюзивного образования и отношения ребят к возможности обучаться с «особыми» ребятами в одной школе
Также ребятам было проведено анкетирование, ответы на вопросы показали, что практически все учащиеся с сочувствием и добротой относятся к людям с ОВЗ и готовы прийти им на помощь. На уроке Вероника Ивановна попыталась воспитать у учащихся чувство уважения к людям, независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
24 ноября ребята 6 «Б» класса устроили праздник для Анозова Николаса. Ему в этот день исполнилось 12 лет. Наташа Хлыбова приготовила презентацию, в которую включила много фотографий с разных мероприятий, где присутствовал Николас. Девочки прочитали поздравительные стихи, мальчики подарили подарки. Николасу очень понравилось. Он был рад такому сюрпризу от одноклассников. А потом на уроке литературы мы провели конкурс чтецов. Николас выразительно прочитал стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», а ребята читали наизусть «Парус» и «Тучи». Мама Николаса, Элина Вячеславовна, сам Николас и его старшая сестра Анна заняли почётные места в жюри, и конкурс чтецов начался! Ребята старались передать чувства лирических героев стихотворений, поэтому читали красиво, выразительно. Победителями были объявлены все! А на перемене все ребята вместе с Николасом отправились в столовую подкрепиться. Вот такой получился у нас чудесный день рождения Николаса!
В 6А и 6В классах в ходе классного часа ребята обсудили вопросы, связанные с инклюзивным образованием, обозначили проблемы, которые препятствуют его распространению.
Посмотрели и послушали мнения знаменитых людей: политиков, эстрадных исполнителей, спортсменов-паралимпийцев. Посмотрели видео-ролики, рассказывающие о спротсменах –параолимпийцах, их достижениях.
в 7«А», 7 «Б» и 7 «В» прошел совместный классный час «Этот мир одинаков для всех», который был посвящен инклюзивному образованию и проблемам детей и людей с инвалидностью. Ребята не остались равнодушными к поднятой проблеме и приняли активное участие в уроке. Ребята узнали о концепции инклюзивного образования; обсудили необходимости образования «для всех». Приняли участие в анкетировании, В конце классного часа учащиеся пришли к выводу, что всегда необходимо помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично.
Учащиеся 8А класса внимательно выслушали выступление классного руководителя об особенностях инклюзивного образования, о необходимости с пониманием относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Ребята ответили на вопросы теста, выделив такие качества как терпение, доброжелательность, способность к сопереживанию, которые помогают организовать эффективное взаимодействие между людьми с индивидуальными особенностями. Ребята обсудили в группах правила по взаимодействию с окружающими, в том числе инвалидами, разработали памятку.
Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но такие же, как у нас с вами права.
В 8 «Б» классе вспомнили об отношении в человеческом обществе к инвалидам. Пример Древняя Спарта, где детей – инвалидов сбрасывали со скалы, и такое государство долго не просуществовало. И как изменилось отношение к инвалидам в современном обществе, появились социальные программы, в часности, «Доступная среда». Обсудили проблемы параолимпийского движения, проблему трудоустройства инвалидов. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что все люди имеют равные права, даже если по каким – то причинам жизнь отдельных людей имеет ограничения по здоровью, инвалиды должны быть полноправными участниками жизни общества.
В 9 –х классах классный час прошел в форме диспута, который сопровождался просмотром видеоролика «Особенные дети».
В ходе дискуссии с учащимися о том, для чего нужно инклюзивное образование ученики сделали вывод, о том что, детям с ограниченными возможностями будет легче учиться в обычной школе, чем в специализированной. Но при этом, таким детям необходима помощь и поддержка самих учеников.
Учащиеся 10 А класса посмотрели: короткометражный фильм «Цирк бабочек»; презентацию «Герои паралимпийских игр»; послушали рассказ «Прозрение» из книги «Детям о вере» Бориса Ганаго. Ребята обсудив данный матеоиал поняли, что люди с ограниченными возможностями пришли в этот мир для того, чтобы сделать окружающих их людей добрыми, отзывчивыми, сделать мир лучше.
А инклюзивное образование - это, прежде всего, возможность общения, реабилитация и адаптация инвалидов к действительности.
Учащиеся 5-7 классов приняли активное участие в школьном конкурсе рисунка « Мы разные, но права у нас равны». Этот конкурс проводился с 28 ноября по 3 декабря и был посвящен Международному дню инвалидов .Дети в своих рисунках проявили не только творческие способности, но и показали личностное отношение к детям- инвалидам сострадание, милосердие, доброту. Участие детей в этом конкурсе помогло понять им , что к инвалидам нужно относиться толерантно, что инвалиды имеют такие же права как все и могут полноценно участвовать во всех сферах жизни нашего общества. Лучшие рисунки ребят участвовали в школьной выставке рисунков.